Древнееврейское числительное "эхад"
(из книги Энтони Баззарда и Чарльза Хантинга "Учение о Троице. Самообман христианства")
Следует считать ложным утверждение о том, что древнееврейское слово
"эхад" (один), используемое в
Книге Второзакония 6:4, указывает на "составное единство". Современная тринитарная апологетика
1 утверждает, что когда числительное "один" применяется к собирательному существительному типа "пучок" или "стадо", то для выражения его сложенного характера используется слово
"эхад". Этот аргумент ошибочен. Множественность в данном случае обусловлена собирательным характером самого существительного (стадо, и т. п.), а не словом "один". В иврите
"эхад" – это нечто иное, чем числительное "один".
"Авраам был один [эхад]" (Иез. 33:24). Книга Исайи 51:2 описывает Авраама словом "один"
(эхад), и там не возникает никаких разнотолков по поводу значения этого простого слова.
"Эхад" переводится как "один", "единственный", "одиночный", "цельный, неделимый"
2. Его обычное значение –
"один, а не два" (Еккл. 4:8). "Бог, Господь один есть" (Втор. 6:4, повторяется Иисусом в
Mк. 12:29), то есть Бог – только одна личность.
Утверждение о том, что слово "один" означает "составное единство", – пример основанного на домыслах аргумента, не имеющего логического подтверждения. Роберт Моурей считает, что "эхад" – это не абсолютное "один", но "один", сложенное из нескольких3. Этот аргумент таит в себе очевидную лингвистическую ошибку. "Эхад" встречается в Еврейской Библии 960 раз, и ни в одном из этих случаев само слово не намекает на множественность. Оно всегда имеет строгое значение "один, а не два или больше". "Эхад" не может определять собирательное существительное – одна семья, одно стадо, один пучок. Однако следует учитывать, что оттенок множественности присутствует в самом собирательном существительном, но не в слове "эхад" (один).
В первых главах Книги Бытия мы узнаем, что "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей: и будут одна плоть" (Быт. 2:24). Слово "одна" в данном контексте означает именно одну плоть, и не более (не две "плоти"!). Одна гроздь винограда – это всегда одна гроздь, а не две. Таким образом, когда Бог говорит, что Он "один Господь" (Втор. 6:4; Map. 12:29), Он – Единственный Господь, а не два или три...
Допустим нам говорят, что "один" означает "составное единство" в словосочетании "один треножник". Или в словосочетании "один Союз Советских Социалистических Республик" слово "один" имеет значение множественности. Похожий на правду обман становится очевидным: концепция множественности заключается именно в понятиях "треножник" и "Союз", но не в слове "один". Подмена смысла происходит, когда мы присваиваем слову "один" характеристику множественности следующего за ним существительного. Это всё равно, что сказать, что в словосочетании "одна сороконожка" слово "одна", на самом деле, означает "сорок"!
Любой словарь библейского иврита подтвердит нашу аргументацию. Словарь Кёллера и Баумгартнера в качестве основного значения слова "эхад" приводит "один единственный"4. Когда соглядатаи вернулись со свидетельствами плодородия Обетованной Земли, они несли "одну [эхад] кисть ягод" (Чис. 13:23). "Эхад" часто употребляется в значении "только один" или "один единственный"5. Таким образом, когда речь заходит о символе веры Израиля, текст сообщает нам (как и местоимения в единственном числе, заменяющие имя Бога), что верховный Господь Израиля – "один единственный Господь", "только один Господь".
Необходимость в подробном освещении этого вопроса продиктована тем, что современные апологеты Троицы делают поразительное заявление о том, что "эхад" всегда подразумевает "составное единство". Таким образом автор строит всю свою аргументацию в пользу идеи многоликого Бога на свидетельстве, которое, по его мнению, имеет прочное основание в Еврейской Библии. Лингвистика же утверждает, что "эхад" никогда не употребляется в значении "составного единства", но всегда в значении "один единственный". Тот факт, что "вода собралась в одно место" (Быт. 1:9), фактически, не дает никаких оснований говорить о "составном единстве" в слове "один", а тем более о "составном единстве" личностей в сущности Бога6.
Поскольку странный довод о так называемой "множественности" в значении слова "один" так широко распространен и находит у многих безоговорочную поддержку, мы приобщим к нашей аргументации комментарии профессора теологии, тринитариста, который приходит к выводу, что популярные ныне дискуссии о слове "эхад" (один) столь же небезупречны, сколь и аргумент, связанный со словом Элогим. Нельзя основывать доказательства многоличности Бога на том факте, что слово "один" иногда может определять собирательное понятие:
"Ещё более слабым аргументом [чем довод на основе анализа слова Элогим] является предположение, что ивритское слово "один" (эхад), употребляемое в речении Шма ("Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь один есть"), подразумевает объединённое одно, а не абсолютное одно. Таким образом, некоторые тринитаристы делают вывод, что Ветхий Завет предполагает учение о многоедином Божестве. Конечно же, в некотором контексте это слово может обозначать объединенное множество (например. Быт 2:24: "и будут одна плоть"). Но это абсолютно ничего не доказывает. Подробное изучение всех мест Ветхого Завета, где встречается слово "эхад", показывает, что оно может нести всевозможные оттенки смысла, как и английское слово "один". Только контекст может определить, в каком значении используется слово – в значении количественного или собирательного единства"7.
Иногда можно услышать такой довод: если бы Божество состояло только из одной личности, то Его следовало бы описать словом "яхид", то есть "одинокий, уединённый, отдельный". Тем не менее, слова "эхад" ("один единственный") вполне достаточно для того, чтобы показать, что Божество состоит из Одной Личности. "Яхид" редко встречается в библейском иврите. В Библии это слово несёт значение "возлюбленный", "единородный" или "одинокий", которое не совсем уместно при описании Божества8. В иврите есть ещё слово "бад", "одинокий, сам по себе", "отделённый", которое, кстати, тоже употребляется по отношению к Единственному Богу. В Книге Второзакония 4:35 говорится: "Нет ещё кроме Него". Абсолютная одиночность Единого Бога подобным же образом подчёркивается и в обращении: "Ты, Господи, один" (Неем. 9:6), "Ты один Бог всех царств земли" (4 Царств 19:15), "Боже, один Ты" (Пс. 85:10). Единый Бог Израиля – это одна личность, не имеющая Себе равных и единственная в Своём роде. Он – Один в самом простом арифметическом смысле этого слова9.
Рассмотрев всё это, трудно не почувствовать симпатию по отношению к еврею первого века нашей эры, путеводной книгой которого был Ветхий Завет, который с неослабевающим упорством держался за веру в Единого Бога, состоящего из одной личности. Любая попытка найти в Еврейских Писаниях хоть один намёк на двуединство или триединство личностей внутри Бога Творца окажется тщетной10. Чтобы принять идею о том, что Божество состоит более чем из одной личности, необходимо пожертвовать правилами языка и грамматики. Ответственные историки, как светские, так и религиозные, соглашаются с тем, что евреи времён Иисуса строго придерживались веры в одноличного Бога. Величайшей насмешкой истории можно назвать тот факт, что христианские богословы отказали евреям в праве толковать природу Бога согласно их собственным Писаниям. Посему необходимо вновь дать высказаться евреям:
"Ветхий Завет строго монотеистичен. Бог – личность в единственном числе. Предположение о том, что в Ветхом Завете можно найти или предугадать Троицу с давних пор возымело влияние в богословии, однако оно абсолютно беспочвенно. Евреи, как народ находившийся под влиянием учения Ветхого Завета, стали непримиримыми оппонентами всех политеистических тенденций, и они остаются неумолимыми монотеистами по сегодняшний день. В этом смысле между Ветхим и Новым Заветами нет противоречий. Продолжена монотеистическая традиция… Учение оставалось еврейским на все сто; да, новая весть, но не новая теология".11
"Иудаизм не настолько освобождён от догм, как это может показаться. В иудаизме есть свои собственные догматы и символы веры.
"Шма Исраэль" (Втор. 6:4) – это не только молитвенная формула и заповедь; это ещё и исповедание веры, которое важнее всех остальных еврейских постулатов веры, принятых в ходе истории. А в качестве исповедания веры "Шма" является подтверждением единственности и уникальности Бога. В ней содержится высочайшее проявление "еврейского монотеизма": "Адонай12, наш Бог, Адонай один..." Христианские символы веры – Апостольский символ веры, Никео-Константинопольский символ веры, Афанасьевский символ веры, если упомянуть главные из них, – оцениваются евреями как прямое противоречие этому фундаментальному положению еврейского монотеизма".13
"Верование, утверждающее, что Бог состоит из нескольких личностей, такое, как христианское учение о Троице, является отклонением от концепции единства Бога. В течение всей своей истории Израиль отвергал всё, что искажало или заслоняло концепцию чистого монотеизма, которую он дал миру; евреи скорее обрекут себя на скитания, страдания, смерть, нежели признают что-либо, что может ослабить её".14
Теологи-тринитаристы долго боролись с очевидной проблемой, не находя возможности примирить Троицу с унитарным фундаментом христианства. Богослов-тринитарист Леонард Ходжсон писал:
"[Христианство] возникло в рамках иудаизма, а монотеизм иудаизма тогда, как и сейчас, являлся унитарным. Как должна была христианская Церковь устроить свою теологию, чтобы выразить новое знание о Боге, полученное через Иисуса Христа?... Можно ли было провести ревизию монотеизма так, чтобы он вместил новое откровение, не переставая при этом быть монотеизмом?"15
Иисус был предан символу веры Израиля (Мк. 12:28 и далее). Один этот факт должен убедить нас в том, что в процессе создания новой религии произошёл отход от еврейского символа веры Иисуса. Ещё раз на мгновение вспомним, что иудаизм всегда был унитарным, и никогда не был тринитарным. Именно в еврейской школе мысли, вдохновленной верой в Единого Бога Израиля, был воспитан, достиг зрелости и начал Своё уникальное служение обетованный Мессия. Можно ли как-нибудь проиллюстрировать тот факт, что Иисус сохранял веру в Единого Бога евреев и учил этому других в течение всего Своего служения? Чтобы ответить на этот вопрос, есть смысл непосредственно обратиться к Его словам, тщательно и верно записанным Его спутниками в то время, когда Он проповедовал Евангелие наступающего Царства Божьего в Палестине (Мк. 1:14-15; Лук. 4:43, и т. д.).
____________________________
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Robert Morey, The Trinity: Evidence and Issues (World Publishing, 1996)
2 Theological Dictionary of the Old Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), 1:194.
3 Morey, 88.
4 Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament (Leiden: E J Brill, 1967).
5 Об этих оттенках значения есть смысл говорить в таких отрывках, как Исх. 10:19: "ни одной саранчи"; Исх. 33:5: "одна минута"; Втор. 19:15: "один свидетель", и т. п.
6 Только в первых двух главах Книги Бытия нам представлены несколько примеров: "один день", "одно место", "одно ребро", "один из нас". Если с точки зрения тринитарной теологии под местоимением "нас" подразумевается триединство, то "один из нас", должно быть, означает "одна личность Троицы".
7 Gregory Boyd, Oneness Pentecostals and the Trinity (Baker Book House, 1995).
8 "Яхид", тем не менее, используется при описании Бога в псевдоэпиграфах.
9 Сравните с комментариями из статьи "Ветхозаветное имя Бога" (Theological Dictionary of the New Testament, Abridged in One Volume, 489): "Личное имя Бога (Яхве) отличается особым смыслом. Бог – это не божество, но особая божественная личность... За фразами вроде "Господь есть Бог" (3 Царств 18:39) или "Иегова имя Ему" (Исх. 15:3) стоят более конкретные утверждения: "Яхве (или Яхве воинств) имя Ему". Здесь мы встречаемся с определенной личностью Бога". Здесь ничто не говорит о том, что Бог – это три личности.
10 Следующие высказывания признанных авторитетов подтверждают тщетность любой попытки основать концепцию Троицы на Ветхом Завете: "В Ветхом Завете мы не находим признаков различения личностей внутри Божества; все усилия найти на его страницах доктрины Боговоплощения или Троицы являются анахронизмом" ("Бог" в Encyclopedia of Religion and Ethics, T & T Clark, 1913, 6:254). "Сегодня теологи согласны с тем, что Еврейская Библия не содержит в себе учение о Троице" (Encyclopedia of Religion, ed. Mircea Eliade, Macmillan Publishing Company, 1967, 15:54]. "Доктрина Троицы не преподаётся Ветхим Заветом" (New Catholic Encyclopedia, Pub. Guild.. 1 967. 14:306). "Ветхий Завет ни прямым указанием, ни очевидным намёком не говорит ни слова о Триедином Боге – Отце, Сыне и Духе Святом… Нет ни единого доказательства тому, что хоть один из авторов священных книг предполагал существование [Троицы] внутри Божества... Даже предположение о том, что в Ветхом Завете предлагается или предвосхищается или "скрывается за символами" Триединство личностей, заставляет выходить за рамки смысла и замысла авторов священных книг" (Edmund J. Fortman, The Triune God, Baker Book House, 1972, xv, 8, 9). "Едва ли Ветхий Завет можно использовать в качестве источника идеи различения личностей внутри Божества. Употребление глаголов во множественном числе и падежной формы местоимения "мы" (Быт. 1:26, 3:22, 11:7) довольно необычно, но объясняется, возможно, тем, что Он был окружён существами более высокого порядка, чем человек (Ис. 6:8)" (А. В. Davidson, "God", Hastings Dictionary of the Bible, Charles Scribner's Sons, 1911, 2:205).
11 L. L. Paine, A Critical History of the Evolution of Trinitarianism (Boston and New York Houghton Mifflin and Co., 1902), 4.
12 Адонай означает "(Всевышний) Господь" и встречается в Еврейской Библии (449 раз) так же часто, как и божественное имя Яхве. В наши дни евреи словом Адонай заменяют священное Имя при чтении Писаний и в молитве.
13 Lev Gillet, Communion in the Messiah. Studies in the Relationship between Judaism and Christianity (Lutterworth Press, 1968), 75, 76.
14 Chief Rabbi J. H. Hertz, Pentateuch and Haftorahs (London: Soncino Press, 1960).
15 Christian Faith and Practice, Seven Lectures (Oxford Blackwell, 1952), 74.