После захода солнца 27 февраля, 28 февраля (14 адара по еврейскому календарю) и 1 марта иудеи отмечают праздник Пурим, вспоминая события, которые произошли более 2300 лет тому назад. Артаксеркс, второй царь великой Персидской империи, которая простиралась от Индии до Эфиопии и включала 127 провинций, согласился с предложением своего министра Амана. Суть и аргументация этого предложения выглядела следующим образом: есть в империи народ – евреи, у которого своя религия, свои обычаи и который, хотя и разбросан по всей стране, с другими не смешивается. Именно поэтому этот народ весьма опасен. Избавиться от опасности поможет тотальное уничтожение еврейского народа. В этот день, известный только губернаторам провинций, специальные воинские части должны были начать погром, а довершить – "разъярённые граждане".
Однако одна из наложниц Артаксеркса, иудейка Эсфирь, отвела от евреев угрозу погрома и уговорила царя казнить самого Амана.
Еврейская традиция рассматривает появление Эсфири во дворце Артаксеркса как проявление могущества Всевышнего, избравшего племянницу Мардохея (члена Высшего раввинского суда – Синедриона, и в то же время – крупного придворного сановника, раскрывшего заговор против царя) орудием спасения еврейского народа. Духовное состояние евреев, подвергавших сомнению Союз с Всевышним было одной из причин возвышения Амана. Именно поэтому условием поступка Эсфири (визит во дворец противоречил этикету и таил в себе смертельную опасность) был очистительный 3-хдневный пост евреев. Еврейский народ это условие принял.
Иудеи в этот день устраивают карнавал – "пуримшпиль", а за праздничным столом подается специальное печенье "уши Амана" и положено упиться так, чтобы не различать слово "Аман" от слова "Мардохей".
Главный раввин России Берл Лазар поздравил российских евреев с праздником. В поздравлении, в частности, говорится: "Когда злодей Аман пришёл к царю требовать уничтожения евреев, он аргументировал это тем, что "законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют". Аман утверждал, что раз у евреев есть Закон от Бога, они не могут соблюдать закон государства. Это серьёзное обвинение: ведь и сейчас есть люди, которые с подозрением смотрят на верующих. Если человек только в Бога верит и Его закон блюдёт, – говорят они, – мы не можем быть уверены, что он исполнит государственные законы, что он будет настоящим патриотом своего государства.
На самом деле именно когда человек соблюдает Закон и заповеди, когда он может свободно удовлетворять свои духовные нужды, он приносит самую большую пользу стране, в которой живёт. И это естественно. Ведь Бог дает нам Закон не для того, чтобы ограничить человека, но с целью обратной, – чтобы позволить каждому из нас полностью раскрыть свой потенциал, на пользу себе, своим близким, своей стране.
Мы в России на своём опыте знаем, как важно для воспитания настоящих патриотов предоставить людям подлинную свободу вероисповедания. В ХХ веке наша страна пережила своего рода "второе Аманово царство" под властью воинствующих атеистов. Верующим людям не давали молиться, не давали соблюдать заповеди, за обучение детей Торе людей бросали в тюрьмы и отправляли в ссылки. Если власть думала таким образом обеспечить патриотизм, то результат получился обратный: когда государство зашаталось, не нашлось никого, кто встал бы на его защиту!
Сейчас, слава Богу, руководители нашего государства понимают, что именно свобода вероисповедания, воспитание молодёжи на традиционных ценностях помогает стране развиваться и процветать. Я уверен, что, празднуя Пурим сегодня, соблюдая его заповеди, вы радуетесь не только за то чудо, которое произошло в древние времена, но и за новое чудо Пурима, чудо для нынешнего поколения".