30 сентября депутаты Курганской областной думы рассмотрят обращение к Госдуме о необходимости защиты граждан от религиозных сект. По мнению курганских законодателей, действующее законодательство не позволяет эффективно и своевременно реагировать на опасную деятельность сектантов. Отсутствие регистрации у мелких религиозных объединений позволяет им продолжительное время находиться вне контроля властей, а современные информационные технологии дают возможность беспрепятственно распространять материалы, возбуждающие национальную, расовую и религиозную вражду.
Курганские парламентарии предлагают увеличить максимальное наказание за организацию экстремистского сообщества до 3-х лет лишения свободы, сделать строго обязательным уведомление органа госрегистрации об образовании религиозной группы, а при численности более 10 человек - её госрегистрацию.
По мнению курганских законодателей эти меры переведут соответствующую деятельность в категорию преступлений средней тяжести и позволят отслеживать действия сектантов, в частности, контролировать их телефонные и иные переговоры.
По этому поводу корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям обеих палат российского парламента с такими вопросами:
- Как вы расцениваете инициативу курганских законодателей и заложенную в ней концепцию превентивного реагирования на деятельность религиозных экстремистов?
- Не стоит ли также предпринять какие-то профилактические меры просветительского характера, которые снизят риск появления и распространения сектантской и экстремистской идеологии?
Не все парламентарии поддержали инициативу курганских законодателей, расширяющую возможности для борьбы с проявлениями религиозного экстремизма. Политики обратили внимание на необходимость активнее использовать меры профилактического характера.
Инициатива курганских законодателей должна быть рассмотрена в Госдуме, считает председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.
"Все предложения, которые позволяют создать условия для нормальной жизни граждан, имеют право на существование", - заявил сенатор. "Инициатива курганских парламентариев, - продолжил он, - безусловно, должна быть направлена в Госдуму на рассмотрение, поскольку она затрагивает проблему не только Курганской области, но и всей России в целом".
Конечно, отметил парламентарий, "о своевременности данной инициативы с общероссийской точки зрения сейчас трудно судить. Но если курганские законодатели считают своё предложение действительно уместным, то пусть предоставят все обоснования для этого".
Вместе с тем Анатолий Лысков уверен, что для предотвращения проявлений экстремизма "необходимо также предпринимать профилактические меры пропагандистского плана".
"Своевременной" назвал инициативу курганских законодателей относительно ужесточения ответственности за сектантскую и экстремистскую деятельность первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от правительства Вологодской области Валерий Фёдоров, бывший в своё время первым заместителем министра внутренних дел РФ – начальником следственного комитета при МВД России.
"Инициатива курганских парламентариев, безусловно, своевременная", - заявил сенатор. Парламентарий убеждён, что помимо ужесточения законодательства в отношении деятельности сект необходимо предпринимать и профилактические меры просветительского характера, которые "в значительной степени позволят снизить появление и распространение сектантской и экстремистской идеологий".
"О пагубности сектантства необходимо информировать шире. Без пропагандистских усилий России никогда не победить сектантов. Поэтому должна быть создана пропагандистская система, которая разъяснит каждому, что такое хорошо, а что такое плохо", - заключил Валерий Фёдоров.
Не поддержала инициативу курганских законодателей вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска.
"У нас достаточно рычагов в уголовном и административном законодательстве для борьбы с сектантством и экстремизмом, поэтому не стоит делать предлагаемое усиление в законодательстве", - заявила депутат. "Не хотелось бы, чтобы поправки в закон об экстремизме носили характер кампанейщины, потому что у нас, как правило, либо "недо-", либо "пере-". Мы упускаем золотую середину", - добавила она.
По мнению парламентария, для борьбы с сектантством необходимо делать упор на профилактические меры просветительского характера. "Профилактика – это самое главное, что сейчас нужно делать, чтобы снизить риск появления и распространения сектантской и экстремистской идеологии. Именно не пропаганда, а просветительская часть деятельности наших основных российских конфессий сведёт на нет проявления сектантского экстремизма", - заключила Любовь Слиска.
Отрицательно отнёсся к инициативе курганских законодателей заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин.
"Я отрицательно отношусь к этой законодательной инициативе, поскольку российское законодательство "зарежимлено" настолько, что уже некуда", - заявил депутат.
Парламентарий подчеркнул, что "частое желание что-либо ужесточить в законодательстве может в итоге превратить Россию в авторитарно-полицейское государство". "Надо использовать существующие законы, а также предпринимать профилактические меры просветительского характера, которые позволят максимально снизить количество сектантских групп", - заключил Виктор Илюхин.
Спорной считает инициативу курганских законодателей заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, заместитель председателя фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков.
"Безусловно, секты портят жизнь, здоровье и судьбу людям, но инициатива курганских парламентариев вызовет очень большие споры, поскольку на сегодняшний день закон об экстремизме и так предусматривает достаточно жёсткие меры в отношении выдвинутого вопроса", - заявил депутат.
Парламентарий подчеркнул, что "любая преступная деятельность должна оцениваться с точки зрения Уголовного кодекса". "Главное, - заключил Геннадий Гудков, - чтобы были доказательства, что это действительно экстремистская, а не религиозная деятельность".