Древнееврейское слово «Элоѓим»
(из книги Энтони Баззарда и Чарльза Хантинга "Учение о Троице. Самообман христианства")
Опираясь на мнение тех, кто немного учил иврит, тринитаристы и единственники иногда приводят в доказательство своей гипотезы
26-й стих первой главы Книги Бытия (в противовес тысячам случаев употребления местоимения в форме единственного числа по отношению к Одному Богу). С помощью этого стиха они хотят показать, что в процессе творения мира участвовало несколько личностей Божества.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Однако этот аргумент безоснователен. Современные учёные уже не считают, что древнееврейские слова
«сотворим» и
«элоѓим» (Бог) указывают на несколько личностей в составе Бога-Творца. Более вероятно, что глагол в форме множественного числа указывает на обращение к назначенному Одним Богом совету ангелов
1, которые в свою очередь тоже были сотворены по образу Божьему и были свидетелями творения вселенной
(Иов. 38:7). Каким причудливым должно быть воображение, чтобы увидеть в этом стихе обращение Бога к Сыну и Святому Духу. Где ещё в Писаниях Бог разговаривает со Своим собственным Духом? Текст совершенно ничего не говорит о Сыне Божьем, втором члене равноипостасной Троицы. Более того, форма глагола множественного числа никак не позволяет прийти к выводу о ещё двух равных по статусу партнёрах Божества. Если Бог — это одна личность, то употребление глагола в форме множественного числа говорит о том, что Он обращается к кому-то другому, т. е. к кому-то, кто не есть Бог.
Анализ словарной статьи слова «элоѓим» в библейском словаре подтвердит, что слово не является «множественным единством», означающим, что Божество состоит из двух и более личностей (или, как считают некоторые, является «Божественной семьёй»). Мы должны считаться с особенностями любого языка, если мы хотим понять значение его слов. Этот принцип, как мы увидим, обязателен в нашем поиске истины.
Общепринятые правила иврита не позволяют сделать вывод о множественности личностей в Божестве. Приведём в качестве источника «Грамматику древнееврейского языка Гезениуса», широко признанный стандарт; вот что в ней сказано о слове «элоѓим»:
Множественное величия… суммирует несколько качеств, характеризующих идею, подспудно усиливая её первоначальный смысл… Язык полностью отвергает предположение о том, что элоѓим — это числовое множество (когда оно обозначает одного Бога), доказательством чего служит тот факт, что практически во всех случаях оно используется с прилагательным в форме единственного числа.2
Мы должны признать, что превосходное знание собственного языка никогда не позволяло евреям прийти к выводу, что в этой главе Бытия существует намёк на множественность личностей в Божестве. Если же кто-то считает, что евреи могли чего-то не заметить в собственной Библии, ему следует внимательнее взглянуть на следующие далее стихи (ст. 27-31), в которых со словом Бог всегда используется глагол и местоимение в форме единственного числа: «по образу Своему [а не «по образам Своим»], по образу Божию сотворил [а не «сотворили»] его» (ст. 27). Невероятно сложно на основании данного стиха, где глагол стоит в форме единственного числа (сотворил), сделать вывод о множественности творцов. Посмотрим дальше: «Вот, Я дал [а не «мы дали»] всякую траву сеющую семя… в пищу… и увидел [а не «увидели»] Бог всё, что Он создал [а не «они создали»], и вот, хорошо весьма» (ст. 29-31).3
Изучив древнееврейское слово, переводимое как «Бог» (элоѓим), мы находим, что нет никаких подтверждений упорствующей идее о том, что «Бог» в Книге Бытия 1:1 включает в себя и Бога Отца, и Сына, и Духа. Не следует упускать из виду трудности, которые могут возникнуть при подобном толковании. Если в данном тексте под словом «элоѓим» подразумеваются несколько личностей, то сколько же их подразумевается там, где словом «элоѓим» назван Моисей: «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом [элоѓим] фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7:1)? Конечно же, никто не будет говорить, что Моисей — это три личности. Одноличный языческий бог Дагон назван словом «элоѓим» (бог): «Да не останется ковчег Бога [элоѓим] Израилева у нас; ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога [элоѓим] нашего» (1 Царств 5:7). Подобным же образом слово «элоѓим» употреблено при описании бога аморреев: «Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог [элоѓим] твой?» (Суд. 11:24). Более того, сам Мессия назван словом «элоѓим» (Пс. 44:7, Евр. 1:8). Никто не станет утверждать, что Мессия — это более чем одна личность.
На основании представленных свидетельств, мы приходим к выводу, что евреи, на чьём языке был записан Ветхий Завет, никогда не подразумевали под словом «элоѓим», обозначающим истинного Бога, более чем одну личность. Те же, кто пытается найти триединство или двуединство в Книге Бытия 1:26 или в слове «элоѓим», выдают желаемое за действительное. Элоѓим имеет форму множественного числа, но значение единственного числа. Когда это слово относится к Единственному Богу, за ним следует глагол в форме единственного числа. Никто из толкователей вплоть до XII века не помышлял о том, что в этом древнееврейском имени Бога сокрыт намёк на множественность Божества. Многие тринитаристы и сами давно перестали принимать во внимание аргумент, основанный на Быт. 1:1 и Быт. 1:26.
Есть смысл спросить у тринитаристов, по-прежнему считающих, что элоѓим имеет значение множества, почему они не добавляют окончание «-и» к слову «Бог»? В русском языке форма множественного числа в данном случае образуется с помощью добавления окончания «-и». Если глагол «сотворим» в Книге Бытия 1:26 описывает множественность состава Божества, то слово «Бог» следовало бы всегда заменять местоимением «они». В ответ на это предложение тринитаристы выказывают недовольство, показывая, что их понимание сущности Бога противоречит законам лингвистики и логики. Если Бог в самом деле множествен, почему бы не начать Книгу Бытия следующим образом: «В начале сотворили Боги…»? Таким образом, обнажился бы политеизм, скрывающийся за большинством рассуждений тринитаристов.
____________________________
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 См. 1 Царств 22:19-22, и обратите внимание на убедительное замечание комментатора-тринитариста Г. Дж. Уэнгама: «Христиане традиционно видят в этом стихе [Быт. 1:26] предвосхищение Троицы. Однако сегодня всеми признан тот факт, что отнюдь не это значение имелось в виду, когда изначально писался этот текст» (Genesis 1-15, Word Biblical Commentary, ed. David A. Hubbard and Glenn W. Barker, Waco, TX: Word Books, 1987, 27). Также обратите внимание на сноску в Учебной Библии Новой Международной Версии (NIV Study Bible; Grand Rapids: Zondervan, 1985), 7: «Бог говорит как Творец-Царь, провозглашая венец Своего творения членам небесного суда (см. 3:22; 11:7; Ис. 6:8; см. также 1 Царств 22:19-23; Иов. 15:8; Иер. 23:18)».
2 Gesenius’ Hebrew Grammar, ed. E. Kautzsch (Oxford: Clarendon Press, 1910), 398, 399. См. также ещё один стандартный учебник: Hebrew and English Lexicon of the Old Testament, by Brown, Driver and Briggs (Oxford: Clarendon Press, 1968), 43, 44. Гезениус приводит длинный список еврейских слов, имеющих окончание множественного числа, однако не являющихся множественными по смыслу. Например, слово «паним» (лицо). Элоѓим определяется прилагательным в форме единственного числа в Пс. 7:10.
3 Единичная грамматическая аномалия не может, по-видимому, сравниться с тысячами случаев, в которых за Именем Бога, а также Его титулами следуют глаголы в форме единственного числа. Во 2 Царств 1:23 за элоѓим следует глагол в форме множественного числа, однако параллельное место в 1 Паралипоменон 17:21 заменяет глагол в форме множественного числа на глагол в форме единственного. Это свидетельствует о том, что такое очень редкое употребление не несло никакой дополнительной смысловой нагрузки. Элоѓим в Быт. 31:24 может быть переведено (как считал Кальвин и многие другие) словом «ангелы», как, например, в Пс. 8:6 и в цитате этого места в Евр. 2:7. За личным именем Бога (Яхве) и за именем Адонай («Господь») непременно следует глагол в форме единственного числа. Имена в форме единственного числа Эль и Элоаѓ (Бог) подтверждают, что Бог — одна личность. Странно, но по-прежнему находятся те, кто предъявляет в ответ на тысячи отрывков, в которых Бог представлен местоимениями и глаголами в форме единственного числа, эти четыре стиха в качестве доказательства того, что Бог триедин!