Мир Вам, дорогой Гость!
Вторник, 15.10.2024 (5771 от сотворения мира), 11:49
Главная | Регистрация | Вход


[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: slavka  
Смысл межрелигиозного общения
ChristianДата: Вторник, 10.01.2012, 23:25 | Сообщение # 1
Сообщений: 1771
Статус: Offline
Смысл межрелигиозного общения


Вероисповедание человека соответствует его внутреннему самоопределению к Высшему началу. Опыт, раскрывающийся в отношении к Высшему, удостоверяет истину вероисповедания, и поэтому искренне верующий убежден в истинности религиозного откровения. Но это не означает, что он не может понимать другие религиозные традиции, в основе которых лежит иной религиозный опыт.

Специфика отношения к религиозному опыту представителя другой конфессии в том, что этот опыт может пониматься без изменения собственного религиозного самоопределения человека. Иначе говоря, другой опыт может постигаться с личностно нейтральной позиции, и вполне может быть понятен. Понимание другого опыта как одной из стадий духовного развития человека помогает лучше понять как себя, так и собственное вероисповедание. В этом и заключается смысл межрелигиозного диалога.

Заседание круглого стола

8 декабря в Томске состоялось 4-ое заседание круглого стола «Межрелигиозный диалог» по теме «Духовное и культурное значение различий между конфессиями». Обсуждался всего один вопрос: «Различия между конфессиями являются препятствием для общения или возможностью для лучшего понимания себя и других?» Присутствовали представители разных конфессий (католики, старообрядцы, мормоны, мусульмане, вайшнавы, буддисты, протестанты и др.), а также атеисты. Были и представители администрации Томской области (А.А. Кузичкин, А.С. Макаров). Хотя православные присутствовали в индивидуальном порядке, собственно представителей Томской епархии Русской православной церкви, к сожалению, не было. Возможно это связано с тем, что конфессиональные различия для них уже перестали быть проблемой. Вел круглый стол и следил за регламентом я.

Столкновение позиций

Были озвучены разные позиции, как толерантные, так и не толерантные. Я выдели две из них. Наибольшей популярностью пользовалась позиция, которую можно выразить примерно так: «Мы все убеждены в своей вере, поэтому не видим смысла ее обсуждать. Давайте с уважением толерантно относиться друг к другу, и, не касаясь вопросов веры, искать какую-нибудь нейтральную почву для сотрудничества во имя общей пользы».

Однако была громко заявлена и противоположная радикальная позиция: «Вести диалог можно только с четырьмя традиционными для России конфессиями. Неприемлем сам факт того, что в присутствии представителей областной администрации ведется диалог с мормонами и кришнаитами». Представитель так называемого «панславянского молодежного объединения» спустя несколько дней распространил открытое письмо губернатору, в котором с возмущением заявил: «Мы считаем опасным прецедент, когда власть ведёт диалог с сомнительными религиозными организациями, приглашает на свои мероприятия и даёт им все свободы в угоду толерантности и мультикультуризма.

Мы считаем, что так называемые секты, особенно те, которые пришли в Россию в 90-х, ведут к расколам в обществе, ухудшению социокультурной жизни региона, искажению понятий о нравственности. Они не могут считаться отдельными российскими конфессиями наравне, скажем, с православием». Позиция автора данного обращения противоречива, так как он сам воспользовался площадкой круглого стола, чтобы полемизировать с мормонами, при этом обвинил представителей администрации в участии в этом же самом круглом столе.

Анализ позиций

Хотя эти две позиции противоположны, между ними есть связь. Первая позиция носит толерантный характер, но эта толерантность основана на снисходительном отношении к другим и утилитарном понимании межрелигиозного диалога. Условно эту позицию можно обозначить приблизительно так: «Я самодостаточен в знании истины и поэтому не вижу смысла ее обсуждать с вами, но я согласен толерантно относится к вашим заблуждениям. Поскольку наше сотрудничество может принести какую-то пользу в светской сфере, будем сотрудничать, но не будем касаться наших убеждений». В силу такого понимания подлинный смысл религии остается сокрытым от окружающих, замечается лишь практическая польза от религии для общества.

Для религиозного человека очевидно, что цель религии в личностном спасении. При этом не особенно важно, какое значение религия имеет для общества. Однако человек, воспринимающий религию утилитарно, убежден в обратном. Ему непонятно внутреннее значение религии как пути спасения, зато принадлежность к религии позволяет ему почувствовать собственную важность, вытесняющую чувство неполноценности. Религия для него становится идеологией, родственной расовым или националистическим идеологиям, эксплуатирующим желание человека самовозвеличиться за счет принадлежности к избранному сообществу.

Стремление скрыть религиозные убеждения, выставляя напоказ лишь социальные функции религии, порождает соблазн примитивного понимания религии как инструмента решения социальных проблем. Именно такое понимание и лежало в основе позиции, озвученной молодым человеком из «панславянского молодежного объединения». Его претензия к вайшнавам и мормонам связана не с особенностями их вероучения, а с его нетрадиционностью для России, что, по его мнению, опасно само по себе. Подчеркивая превосходство четырех традиционных конфессий, он тем самым их же и унизил, так как увидел их ценность не в содержании религиозного откровения и не в богатстве духовной жизни, а лишь в полезности для российского государства. Вопрос об истине откровения для него даже не возник.

Выводы

Итак, мы видим два разных отношения к религии. Подлинное отношение основано на религиозной потребности в опыте приобщения к откровению. Если эта потребность настоящая, то закономерно, что она не всегда удовлетворяется. Поэтому религиозный человек может порой чувствовать частичную неудовлетворенность состоянием жизни в конфессии, что, однако, не уводит его от религии, а напротив, заставляет еще больше углубляться в духовную жизнь. Такой человек отчетливо видит отдельные недостатки в жизни своей конфессии.

Человек, воспринимающий религию как идеологию, не замечает никаких недостатков, так как на самом деле не имеет религиозных потребностей. Сам факт принадлежности какому-то сообществу достаточен для того, чтобы уважать себя. Больше от религии ему ничего не нужно. Поэтому всякое несогласие со своей позицией он воспринимает не как отправную точку для углубления понимания, а как угрозу собственному самоуважению. Именно поэтому он начинает агрессивно относиться к другим конфессиям, даже не пытаясь их понять.

Таким образом снисходительно-толерантная позиция может легко переходить в не толерантную и даже в откровенно ксенофобскую. Чтобы этого избежать, необходимо искать в межрелигиозном диалоге не утилитарный, а именно религиозный смысл. Он заключается в понимании иного опыта именно как иного, к которому можно относиться по-разному, без ущерба для внутреннего религиозного самоопределения. Это понимание другого опыта позволяет глубже понять себя и собственную религиозную традицию, а вместе с тем избавиться от сеющих рознь и вражду предрассудков относительно других конфессий.


Николай Карпицкий - доктор философских наук.

19.12.2011 baznica.info


Хочешь изменить мир - начни с себя!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Наш портал можно найти на сайтах, баннеры которых вы видите ниже

Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Маранафа: Библия, чат, христианский форум, знакомства, каталог сайтов. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru