Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, россияне разделились в отношении к тому, что Русская Православная Церковь (РПЦ) настаивает на незыблемости традиционных нравственных норм и неприятии человеческой греховности. Так, 35% опрошенных полагают, что "некоторые из нравственных норм, на которых настаивает РПЦ, приемлемы для современного человека, а некоторые — нет", а 30% уверены, что "людям следует придерживаться принятых православием нравственных норм и принципов поведения, жить в соответствии с ними". Наименьшая доля опрошенных (14%) высказывают мнение, что "современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами, на которых настаивает РПЦ". Доля затруднившихся с ответом на этот вопрос составила 21%. Корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам с просьбой прокомментировать итоги этого опроса.
Православные христиане считают, что нравственные нормы, установленные Богом, незыблемы и неизменны, напомнил протоиерей Александр Кузин, зав. сектором отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии.
«А как быть с теми, кто так не считает, но называют себя православными? Может быть, Господь их вразумит? Но те, кто принципиально отрицают нравственные нормы, уже сознательно встают на путь богоборчества», — подчеркнул он.
«По приведённым данным можно только сказать, что 30% — действительно христиане, 35% хотят быть христианами, но не тверды ещё в нравственных устоях, а 14% — это просто не христиане», — считает батюшка.
«Правда, не всегда статистика даёт достаточно представительные и надёжные сведения», — напомнил священник Александр.
Заявления, отрицающие нравственные нормы не новы, они слышны чуть ли не от сотворения мира, напомнил священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине.
«Для Каина уже что-то было неприемлемо. Во все времена, включая и христианские, было много людей, считавших, что Божьи заповеди устарели, что их нужно пересмотреть и даже отменить. Но в результате ничего, кроме страдания и распространения греха в мире, люди от этого не получили. А стоит мир только потому, что есть ещё люди, которые не пересматривают, не модернизируют и не отказываются от исполнения заповедей», — сказал он.
Разные люди под «православными нормами» подразумевают совершенно разные вещи, отметил священник Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей МП.
«Для кого-то нормы касаются только внешнего вида (обязательный платочек, длинная юбка и т.д.), для кого-то они означают обязательные ежедневные посещения храма, многочасовые молитвословия, строжайший пост и т.п.», — пояснил он.
«Люди, лишь поверхностно знакомые с церковной жизнью, имеют весьма смутные представления о нормах православной жизни. А суть этих норм выражена в Десяти заповедях, жить по которым и призывает Церковь», — напомнил он.
«Возможно, формулировка вопросов в данном исследовании была достаточно размытой и непонятной. В данном случае более 20% затрудняющихся с ответом — это люди, которые просто не поняли, о чём их спрашивают. Если бы вопросы задавали конкретно по Десяти заповедям, — может быть, и проценты были бы другие», — предположил священник.
«Я думаю, что немного сегодня найдётся людей, отрицающих собственно веру в Бога. И первые четыре заповеди Декалога — именно об этом. А разве устарели заповеди о почитании родителей, о сохранении супружеской верности, о запрещении убийства, воровства, лжесвидетельства и покушении на чужое? Напомню также, что Господь наш Иисус Христос выразил их суть в двух заповедях любви к Богу и ближнему, в чём собственно, и заключаются нормы жизни, к соблюдению которых призывает Православная Церковь», — заключил священник Георгий.
Муфтий Чувашии Альбир-хазрат Крганов призвал общество отнестись с пониманием к диалогу с религией.
«ВЦИОМ проводил опрос по ценностям христианской, православной Церкви, и мы теологически и религиозно не можем вмешиваться из-за того, что есть определённые различия в наших религиях. Если же меня спросят, насколько воспринимаются сейчас обществом исламские духовные ценности, то я отвечу, что такие ценности не только незыблемы — они неизменны. Эти ценности даны нам от Всевышнего Творца и поэтому меняться просто не могут. Это не обои, чтобы их менять в зависимости от настроения. Верховный муфтий тоже недавно высказался, что ценностные ориентиры не памперсы чтобы их менять постоянно. В своё время сектантские организации пытались что-то тоже поправить, провести религию в религии», — сказал он.
«Другой вопрос — отношение к этому вопросу современного человека. Какие-то современные подходы к объяснению основ веры могут присутствовать, но менять постулаты не вправе ни один из религиозных лидеров. В Коране говорится что Аллах, Всевышний Создатель, сам хранитель Священного Корана и ни одна буква в Коране не изменится. Мы сегодня должны как-то найти общий язык общения с современным миром. В этой части, надо заметить, религиозные организации и их лидеры не должны быть старомодны, косны, они должны как-то по-современному объяснять незыблемые ценности религии, чтобы их смогло бы принять современное общество», — отметил Альбир-хазрат.
Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, отметил, что нельзя сводить веру только к нравственности.
«Вера — это прежде всего отношения человека с Богом, и уже исходя из этого — нравственность. Общество может считать злом то, что мы называем грехом, а может и не считать. В любом случае, грех — понятие, относящееся в вере. Грех есть разрушение отношений человека с Богом», — подчеркнул он.
«Те, кто верит во Христа, верят и в то, что то, что даётся как путь следования за Христом — в непреходящую истинность Его заповедей. Вести разговор о греховности стоит только если человек верит в Бога», — добавил священник.
«Богословие учит, что если вы верите в Бога, который является абсолютным благом, поскольку Бог таков по природе Своей, вы не может творить зла. В принципе нравственно каждый из нас должен соответствовать этим отношениям с Богом. По разным причинам — культурным, историческим, — мы очень часто смотрим на заповеди так, как если бы Бог задумал то, что хорошо только для Него, — а нам бы было лучше как-нибудь иначе. Но если мы вдумаемся, то поймём: если Бог по природе своей благ, то Он, желая нам блага, не может ничего плохого для нас помыслить», — объяснил священник Эдуард.
«И нравственные нормы, которые через откровение передаются традиции Церкви, чтобы мы жили ими, жили здесь и сейчас, — они нужны не для того чтобы запереть нас в большую тюрьму и никогда не выпускать, а для того, чтобы мы могли с большей ответственностью подойти к нашей жизни. Причём Церковь всегда говорила, что осуждает грех, но никогда не грешника», — заключил он.
Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединённого Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Владимирович Бендас отметил, что значительная часть нашего общества думает о том, что или нужно придерживаться высоких нравственных норм, либо как минимум размышляет об этом — я отношу к этой категории людей которые воздержались от ответа и не осмелились однозначно сказать: «что я волен делать всё, что захочу, никаких ограничений быть не может».
«Как христианин я придерживаюсь очень консервативных нравственных норм, и если говорить о попытке политически определить отношение к этому российских протестантов — мы являемся консервативными демократами. С одной стороны, есть глубочайшее уважение к свободе выбора и к свободе человеческой личности, её правам. С другой стороны, есть понимание ограничений — что позволительно и что нет. Непозволительны такие вещи как аборты, разводы, эвтаназия, различные формы насилия, так называемые «нетрадиционные сексуальные отношения». Хотя для определенной части населения даже мои слова сейчас и проповедь в протестантской церкви или православном храме является вызовом. Но мы «на сём стоим», — сказал он.
«Само общество должно всё-таки понимать, что не должно быть давления, требования перемен в незыблемом. Это чревато очень неприятными последствиями и очень похоже на действия тех народов, которые приходили к пророкам и просили поменять в священных книгах те моменты, которые им не нравились. Но находить точки соприкосновения религиозных деятелей, учёных, богословов, теологов с современным обществом необходимо. Важно, чтобы в обществе с пониманием отнеслись к пониманию этого диалога», — заключил он.
Основами существования общества назвал нравственные нормы православной Церкви Виктор Петрович Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ.
«Нравственные нормы переделаны быть не могут, потому что это фундамент существования общества. Нравственные нормы можно сравнить с законами природы. Это такие же законы существования общества, как законы физики и являются основами существования нашего мира. Если эти законы будут меняться, то и общество потеряет под собой очень серьёзный фундамент. Эти нравственные нормы не могут быть выработаны самим человечеством — они даны ему как некие богооткровенные заповеди, имеющиеся в Священном Писании, поэтому они и незыблемы», — сказал он.
«Но на то они и нормы, чтобы заставлять всё время человека делать то, что ему порой не хочется. Понятно, что человек не может изменить закон природы. Хотя иногда и хочется летать, парить над землей, закон тяготения этого не позволяет. Законы нравственности несколько иные — это законы свободы. Здесь тоже надо исходить из незыблемости, а не поддаваться своим собственным желаниям, выдавая желаемое за действительное», — отметил учёный.
«Церковь даёт однозначный ответ: любовь ко греху — она и ведёт человека вот к таким «принципам относительности» нравственных норм, к сознанию, что нравственные нормы можно изменять в соответствии со временем», — заключил он.